Глядя на повсеместное распространение беспроводных смартфонов, легко предположить, что классический проводной «стационарный» телефон с кабельным абонентским шлейфом (спасибо Александру Грэму Беллу и другим) – это пережиток прошлого. И что он пригоден разве что для экспонатов в исторических музеях.
В просторечии это называли стандартной телефонной услугой (plain old telephone service, POTS), и она принесла в массы двустороннюю связь, в отличие от телеграфа, который ей предшествовал, или радио, появившегося вслед за ней. Схема, конечно, была полностью аналоговой и концептуально простой (Рисунок 1).
![]() | |
| Рисунок 1. | Базовый телефон POTS с кабельным абонентским шлейфом был концептуально прост и понятен; в 1960-х годах импульсный набор номера был выведен из обращения, и на смену пришел тональный набор. |
Реальность же такова, что это ощущение упадка и почти полного устаревания несколько преждевременно. Рынок проводных телефонов разделен на две четкие части: потребительский (бытовой) и корпоративный, и для обоих сегментов доступны достоверные данные. В обоих сегментах еще продолжается жизнь, хотя в бизнес-сегменте ее гораздо больше.
Если бы стационарные телефоны были только у старомодных людей, консерваторов и поклонников ретро-трендов, это не попало бы в новости мира технологий; в лучшем случае, это была бы милая «заставка» для новостей дня, бедного новостями. Однако оказывается, что модернизированные проводные телефоны, физически привязанные к столу или стене, все еще с нами и будут с нами еще какое-то время.
Для этого есть несколько причин. Во-первых, когда вы звоните на номер мобильного телефона, вы звоните человеку, у которого есть этот телефон, а не в какое-то место. Но что делать, если вам нужно позвонить на стойку регистрации отеля, в кабинет врача или в другое подобное место? Вам нужен телефон, который привязан к конкретному физическому месту, а не к неизвестному человеку. Такие телефоны используются повсеместно – от больниц до ресторанов.
Многие строительные нормы и правила требуют наличия таких устройств для доступа в чрезвычайных ситуациях в общественных местах, таких как отели, как для звонков на стойку регистрации, так и для звонков со стойки в определенный номер, чтобы убедиться, что все в порядке. Кроме того, для некоторых финансовых операторов, например, для зарегистрированных биржевых маклеров, все офисные звонки должны записываться в целях соблюдения нормативных требований, и это гораздо проще сделать с помощью проводной телефонной системы.
Такие компании, как Cisco Systems и AT&T, ведут устойчивый бизнес по продаже стационарных телефонов. Хотя эти телефоны выглядят как усовершенствованные модели старых стационарных аппаратов, их физический интерфейс не похож на старомодную выделенную линию с «коммутацией каналов». Вместо этого многие используют передачу оцифрованного голоса и интернет-протокол (VoIP, или Voice over IP) с подключением по Ethernet для упрощения и сокращения количества проводов. Они также предлагают множество ожидаемых сегодня функций, таких как ожидание звонка, удержание вызова для принятия другого вызова, идентификатор вызывающего абонента и многое другое.
Почему этим так интересуется «аналоговый» мир? Исследовательская компания Synergy Research Group оценивает объем мирового рынка IP-телефонов в 2024 году примерно в 1.3 миллиарда долларов. Стационарный телефон с кабельным шлейфом, подключенный через электронно-оптический преобразователь, или периферийное устройство с IP-подключением, требуют множества аналоговых компонентов, как для передачи звука, так и для подключения к сети. Драйверы линий, усилители, фильтры, дуплексеры, светодиоды, интерфейсы, устройства защиты от скачков напряжения и перенапряжения… Это длинный список, который становится еще длиннее, если у телефона есть еще многострочный дисплей, как у большинства современных устройств.
Цифры говорят сами за себя: в типичном отеле на 250 номеров будет более 300 отдельных физических телефонов, включая, по крайней мере, один телефон в каждом номере, а также в других зонах, таких как стойка регистрации, вестибюль, фитнес-центры и служебные помещения. Они там есть и всегда готовы к использованию. Если вам кажется, что какую-то технологию никто не использует, это еще не значит, что это так.
Бывали ли моменты, когда вы жалели, что у вас нет старого доброго проводного телефона с его потенциально надежной работой и уверенностью, которую он может обеспечить? И наоборот, приходилось ли вам объяснять кому-то, как пользоваться кнопочным телефоном (например, что такое сигнал готовности к набору)? И что нет необходимости нажимать кнопку в конце цепочки набранных цифр.



